К 2010 году все белорусские сельчане должны быть обеспечены мобильной телефонной связью. Причем для куда менее обеспеченных по сравнению с горожанами жителей сельских районов она должна стать доступной. Во всяком случае такую задачу ставил в минувшем году перед правительством президент. И, как передают "Белорусские новости", ее сегодня пытается выполнить Министерство связи и информатизации.
Согласно заданиям, содержащимся в Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы, за четыре ближайших года нужно успеть приобщить к благам цивилизации даже те белорусские глубинки, где сам мобильник-то еще в диковинку.
Как сообщил замминистра связи и информатизации Владимир Теслюк, до более чем 1,4 тыс. населенных пунктов телефоны ни в каком виде пока не добрались. "Зачастую это хутора в один-два дома, от которых не поступают заявления на телефонизацию", — пояснил он, пообещав, тем не менее, в течение этого года "закрыть" все малонаселенные пункты, от которых такие заявления поступят. В вопросе обеспечения сельчан связью министерство делает ставку на сотовых операторов, поскольку, по словам Теслюка, прокладка телефонных сетей очень затратна.
Бросив все "мобильные" силы на подключение агрогородков, в Минсвязи рассчитывают, что часть из забытых богом хуторов и поселков сама собой попадет в радиус охвата связью. Сегодня стационарная телефонная связь работает уже во всех 249 агрогородках, до конца года планируется всех их покрыть еще и сотовой связью.
"Мы рассчитываем на то, что в рамках программы развития села значительное количество малонаселенных пунктов будет покрыто операторами сотовой связи, — сказал замминистра. — В любом случае до конца 2010 года мы должны закрыть вопрос телефонизации малонаселенных пунктов. Сельские жители должны получать те же услуги связи, что и горожане".
Проекты государства возложили дополнительные обязательства на GSM-операторов, ведь во всех агрогородках, согласно Программе, должны присутствовать, как минимум, два оператора сотовой связи. Однако на село GSM-компании не спешат. Одна из причин раскачки — стремясь держать марку, компании предъявляют к оснащению дилерских пунктов, рекламе и качеству обслуживания высокие требования. Оборудование одного дилерского места в среднем обходится в 5-7 млн. рублей. Кроме того, инвестирование при малых абонентских базах не является прибыльным. Доходы от подключения в деревнях быстро окупить затраты не позволят.
Как неоднократно заявлял Лукашенко, основным препятствием, мешающим многим воспользоваться услугами мобильной связи, является бедность. По его словам, "надо иметь в виду, люди в малых городах, селах и поселках не такие богатые, как в областных центрах и крупных городах. Поэтому нужно исходить из того, что мы не будем иметь там тех доходов, которыми располагают компании, работающие преимущественно в столице и на центральных автомагистралях".
Тем не менее, по словам Владимира Теслюка, "перед всеми операторами сотовой связи задача обеспечения агрогородков стационарной и мобильной связью ставится в полной мере, как и перед министерством".
В общем, не можешь — научим, не хочешь — заставим. Тем более что рычагов влияния на операторов у государства достаточно. "Министерство связи контролирует работу всех сотовых операторов, определяем политику развития сотовой связи на территории Беларуси", — подчеркнул Теслюк, напомнив, что лицензии на эту деятельность сотовым оператором выданы не кем-то, а Минсвязи. Отсюда полное право ведомства на проведение проверок.
Да, соглашается заместитель министра, с точки зрения эффективности, эти инвестиции не самые прибыльные: "Если сотовые операторы разворачивают свою сеть, она, безусловно, не окупается в силу малой абонентской базы. Но это социально ориентированная Программа. За счет прибыли, которую сотовые операторы получают от работы в городах, они могут предоставлять услуги и в малонаселенных пунктах".
"С точки зрения приобщения к связи все большего числа абонентов, сотовая связь более перспективна", — убежден Владимир Теслюк. Да и GSM-компаниям лишние клиенты, считает он, не помешают. Как заметил замминистра, "сотовые операторы — структуры частные, им нужно как можно больше населения завлекать в свою сеть".
Только вот с социальным размером тарифов неувязочка может выйти. Предоставлять услуги по ценам ниже себестоимости можно себе позволить только при наличии источника покрытия убытков, т.е., если нет специального финансирования, то низкие тарифы на одни услуги покрываются за счет более высоких цен на другие.