Сотовые операторы и мировые компании-производители мобильных телефонов при разработке своих продуктов начинают все больше учитывать запросы религиозных клиентов, пишут "Ведомости".
В конце 2004 года один ультраортодоксальный раввин обратился к Абраше Бурстину, гендиректору небольшой израильской сотовой компании MIRS Communications, и попросил предоставить ему телефон, который помог бы ему оградиться от мирской жизни. Раввину требовался телефон, позволяющий звонить и принимать звонки.
“Люди прислушиваются к мнению раввинов, — говорит 58-летний глава MIRS. — Поэтому в марте мы выпустили целую серию кошерных телефонов, в которых отсутствовали какие-либо функции кроме обычной голосовой связи”. Эти модели, доступные только в Израиле, быстро разошлись — их обладателями стали 20 000 клиентов компании. Это лишь один из примеров того, как рынок сотовой связи находит собственный путь к Богу.
Некоторые компании, например питтсбургская Jireh Business Development, предлагают специальные “благовестные” рингтоны для христиан, другие оснащают телефоны таймерами, оповещающими мусульман о наступлении времени молитвы. “Телефон с религиозным уклоном дает человеку прекрасную возможность подчеркнуть свою принадлежность к определенной конфессии”, — поясняет Уильям Суотос, директор расквартированной в Иллинойсе Ассоциации исследований в области религии.
Компании, поставляющие сотовые телефоны подобного рода, часто получают фактически бесплатную маркетинговую поддержку со стороны религиозных сообществ и их духовных лидеров. Скажем, раввины в израильской ортодоксальной общине Хареди призывают правоверных иудеев отказаться от обычных телефонов и стать абонентами компании Бурстина.
В некоторых случаях духовные авторитеты помогают организовать клиентскую сеть продаж из членов общины. Раввины также добиваются, чтобы газеты ортодоксального толка не предоставляли рекламные площади телекоммуникационным компаниям, у которых в ассортименте нет “кошерных” телефонов. В результате три крупнейшие израильские сотовые компании уже предлагают клиентам аскетичные версии телефонов, а четвертая планирует последовать их примеру в ближайшем будущем.
Нередко компании, ориентированные на религиозных клиентов, не упраздняют, а, наоборот, добавляют функции в свои устройства и услуги. Good News в партнерстве с калифорнийской компанией Barna Group, занимающейся распространением христианских ресурсов, создала новый сервис FaithMobile, позволяющий абонентам получать священные тексты, “христианские” рингтоны, а также “духовные” видеоклипы длительностью в одну минуту.
Кроме того, Good News собирается нынешним летом выпустить на рынок телефон под собственным брендом для ряда христианских общин. По этому телефону абоненты смогут получать тексты проповедей, религиозные новости, специальные обзоры кинорынка и т. п. Первоначально руководство компании планировало назвать модель godphone (“божий телефон”), но затем было решено использовать уже имеющуюся марку FaithMobile.
Не остались обойденными вниманием сотовиков и мусульмане. Зарегистрированная в Дубае компания Ilkone Mobile Telecommunication в 2005 г. выпустила на ближневосточный рынок телефон со встроенным компасом для определения направления на Мекку, а также с мусульманским календарем и средством напоминания о необходимости помолиться — в качестве напоминания звучит записанный голос настоящего муэдзина. Устройство также содержит электронную версию текста Корана с переводом на английский.