В прошлом году десятке крупнейших продавцов сотовых телефонов удалось вдвое увеличить свою долю на рынке — сейчас она составляет 72%. Произошло это благодаря тому, что самые крупные сети активно открывали в регионах свои салоны, а также скупали местных игроков или продавали им свою франшизу. Как пишут "Ведомости", в этом году лидеры могут начать съедать друг друга и десятка крупнейших игроков превратится в пятерку, прогнозируют эксперты.
По оценкам агентства “Сотовик” и исследовательской компании Mobile Research Group (MRG), тремя крупнейшими участниками российского рынка сотового ритейла по количеству проданных трубок сейчас являются “Евросеть”, “Связной” и “Цифроград”. Помимо них в Top-10 входят “Альт-Телеком”, “Беталинк”, Divizion, Dixis, “Телефон.ру”, “Телефорум”, “Ультрастар”.
Агентство “Сотовик” опубликовало результаты исследования, свидетельствующего о консолидации на российском рынке сотовой розницы. В декабре 2003 г. 10 крупнейших российских ритейлоров (Тop-10) занимали всего 20% рынка по количеству проданных сотовых телефонов. В конце 2004 г. на них приходилось уже 45% рынка, а в декабре 2005 г. — 72%. Тенденцию укрупнения рынка подтверждает и крупнейший его участник — компания “Евросеть”. По ее данным, в конце 2004 г. на участников Тop-10 приходилось 30% рынка, а год спустя их доля увеличилась более чем в два раза — до 76%. При этом на тройку лидеров, по оценке “Сотовика”, в декабре прошлого года приходилось 48% рынка, а MRG оценивает их долю в 55%.
Основной причиной укрупнения рынка в 2005 г. стали региональная экспансия “Евросети” и “Связного” и развитие франчайзинговых проектов “Цифрограда”, Dixis и Divizion, говорят участники рынка. Практически все эти компании за год удвоили количество салонов. По собственным данным дилеров, у “Евросети” количество российских магазинов выросло с 1174 до 2854, у “Связного” — с 406 до 854, у “Цифрограда” — с 300 до 800, у Dixis — c 320 до 700, у Divizion — c 80 до 600.
К концу 2006 г. количество сильных игроков на рынке может сократиться до пяти (“Евросеть”, “Связной”, “Цифроград”, Divizion и Dixis), и на них будет приходиться 83-85% всех продаж, считают эксперты.