Введение
Еще задолго до официального анонса iPhone стал предметом оживленных обсуждений и споров. Причина этого, должно быть, в том, что компания Apple всегда славилась неординарным подходом к дизайну и позиционированию своей продукции. Достаточно вспомнить сформированный ей "культ" собственной линейки плееров - Ipod. Они привлекали дизайном, инновационным управлением, качеством звука (на момент появления). Сегодня по звуку плееры Apple уже не лидеры, однако численность их поклонников не уменьшается. В Америке это почти что единый "национальный" плеер, ведь даже такому гиганту, как "Майкрософт", не удалось значительно подвинуть "яблочный" плеер с лидирующей позиции. Это может говорить о грамотной маркетинговой политике Apple, компанией был создан и успешно поддерживается ореол "эталонности" собственных плееров, их превосходства над конкурентами. И обладание таким "превосходным" плеером делает и человека несколько "иным", ставит его над толпой.
Именно такой ореол непохожести, на мой взгляд, и помог Apple завоевать преданность миллионов фанатов по всему миру. И создалось такое впечатление у многих, что любой продукт от "яблочников" априори уже шедевр. С самого раннего момента разработки первого своего телефона компания Apple успешно поддерживала интерес к этому процессу, периодически подбрасывая в сеть порции слухов. Общественность реагировала соответственно, обсуждения возможных дизайна и функционала велись в режиме нон-стоп, появлялись десятки концептов от простых пользователей и профессиональных дизайнеров с вероятным обликом будущего телефона. И наконец, Apple показала свое творение - iPhone.
Сказать, что его анонс вызвал бурное оживление, - не сказать ничего. Анонс вызвал буквально бурю. Акции компании подорожали мгновенно на 8 процентов. Весь Интернет взорвался новой волной обсуждений. Поначалу многие считали этот продукт поистине новым витком эволюции. Такое радужное впечатление держалось пару месяцев, пока не появились первые более-менее подробные обзоры и некоторые уточнения функционала аппарата. Оказалось, что ОС iPhone закрыта, и пока в свободном доступе нет SDK для разработчиков. Конечно, нелегальное ПО и способы его установки появились, но официального "открытия" ОС еще не произошло. Также оказалось, что аппарат по реализации телефонных сервисов и сервисов SMS и почты уступает современным смартфонам от лидеров рынка. Выявились и определенные аппаратные ограничения - как-то: урезанный Bluetooth, слабая камера, отсутствие поддержки сетей 3G.
Все это в совокупности не могло остановить фанатов, они купили данный аппарат. Но вот равнодушные к продукции Apple задумались, и, в конце концов, сформировалось такое мнение, что данный продукт является по сути красивым дизайнерским телефоном без претензий на серьезный функционал. В принципе, этого и следовало ожидать, ведь Apple никогда не разрабатывала телефонов, это ее первый опыт в данной сфере, и компания-новичок (пусть и такая авторитетная, как Apple) просто физически неспособна сразу произвести революцию в данной сфере. Так и вышло, iPhone - это проба пера для американцев, их заявка на участие в телекоммуникационной сфере. Дальнейшие модификации iPhone будут, конечно, более совершенными.
Однако при всех своих ограничениях данный аппарат представляет собой крайне любопытный пример. Пример того, чем может стать телефон будущего (не очень и отдаленного) по своей сути и философии использования. Вот именно на эту тему мне и хотелось бы поделиться своими мыслями. Ведь многим, полагаю, интересно, чем станет наш такой привычный мобильник через несколько лет? Внимательно наблюдая за происходящими событиями на рынке, уже можно проследить намечающиеся пути и тенденции развития и попытаться увидеть, к чему это все приведет. Итак, начнем!
Сенсорные экраны
Не секрет, что основным wow-фактором iPhone стал его сенсорный экран диагональю 3,5 дюйма и с поддержкой системы Multi Touch, то есть системы распознавания множественных прикосновений. С помощью такого нововведения Apple добились создания нового интерфейса, ориентированного исключительно на пальцевое управление. До этого все устройства так или иначе требовали стилус для работы, так как элементы их интерфейса были просто-напросто слишком малы, чтобы без проблем попасть в них пальцем. Apple пересмотрела эту позицию, и создала действительно инновационный интерфейс, оптимизированный для управления пальцами. Это достигалось группировкой ярлыков на рабочем столе аппарата, использованием системы Multi Touch для реализации масштабирования в браузере и галерее и т.д.
Определенные неудобства сохранились, в частности, это не совсем комфортная реализация ввода текста, виртуальные кнопки при вертикальной ориентации дисплея все-таки маловаты. Тем не менее, такой интерфейс произвел должное впечатление как на потребителей (многие покупают iPhone именно из-за новой схемы работы с ним), так и на производителей - многие компании ускорили разработки аналогичных устройств. В качестве примера можно взять китайский аппарат Meizu M8, Samsung Armani, Samsung F700. По сути, мы являемся свидетелями зарождения нового поколения мультимедийных устройств, в которых будут применены революционные принципы управления. Главное направление развития таких устройств - отказ от аппаратных клавиш и переход (причем полный) на сенсорное управление.
Это обусловлено хотя бы тем, что мультимедийный потенциал смартфонов и просто продвинутых телефонов постоянно растет, аппараты способны показывать потоковое видео, работать с изображениями высокого разрешения, бурно развивается аппаратная база для обработки трехмерной графики. Работа с такого рода данными требует увеличения как разрешения, так и диагонали дисплеев мобильных устройств (вспомните, как вы смотрели видео на крошечных 2-дюймовых экранах). Если при таком увеличении диагонали сохранять и аппаратную клавиатуру, то устройство станет просто несоразмерно большим. Выход видится мне в том, чтобы отказаться от "физических" клавиш и перейти на пальцевое управление. В этом направлении и двинулась первой компания Apple, реализовав на сегодняшний день самый удачный образец интерфейса для работы без стилуса.
Тут, однако, есть некоторые тонкости. Сенсорный экран имеет не очень приятные особенности, связанные с ухудшением его чувствительности при низких температурах. То есть при эксплуатации аппарата типа iPhone в климатических зонах с холодными зимами могут возникнуть проблемы. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что сенсорный экран сам по себе проигрывает аппаратной клавиатуре по эргономике за счет отсутствия тактильной отдачи. Вы попросту не ощущаете, нажата ли виртуальная клавиша или нет. Решение уже предложено, - в частности, компания Samsung в модели коммуникатора i710 применила систему тактильной отдачи, реализованную с использованием вибромотора аппарата: при нажатии на экран коммуникатор вибрирует, таким образом можно не глядя понять, нажата клавиша или нет. Все это ведет к повышению эргономики сенсорных аппаратов.
Их будущее видится мне таким: устройства совсем без аппаратных кнопок сформируют класс топовых мультимедийных устройств. iPhone является прообразом именно этого сегмента. Такие аппараты будут ориентированы на работу с Интернетом, интеграцию со множественными онлайн-сервисами, просмотр видео. Наряду с ними будут существовать гибридные устройства, совмещающие аппаратную клавиатуру (в основном QWERTY) и сенсорный экран. Реализованы они могут быть в популярном ныне формате сайд-слайдер (как, например, F700, F520). Такие устройства будут ориентированы на потребителей, которым требуется частый ввод больших объемов текста, работа с почтой и документами. В разложенном виде они будут представлять собой нечто вроде субноутбука, а в сложенном будут практически аналогичны iPhone.
Развитие таких устройств мы можем видеть на примере аппарата НТС TYTN 2. Вообще компания НТС начала интенсивное внедрение собственного интерфейса для пальцевого управления под названием Touch FLO в свои новые модели. Похоже на то, что именно она станет флагманом по разработке гибридных и бесклавиатурных устройств на базе ОС Windows Mobile. Однако iPhone пока стал пионером за счет грамотной проработки своего интерфейса, который превосходит и упомянутый Touch FLO. Стоит вкратце рассмотреть разработки конкурирующих с Apple компаний первого эшелона.
Nokia. Финский гигант на недавно прошедшем мероприятии Symbian Smartphone Show анонсировал новую версию платформы S60 - S60 Touch. Теперь все официально - самая популярная программная платформа для смартфонов в мире обрела поддержку сенсорных дисплеев. На презентации был показан и ролик с прототипом будущего смартфона. По внешнему виду он удивительно похож на iPhone, что доказывает правильность выбранного пути развития линейки телефонов от компании Apple. Nokia между тем пока что показала лишь концепты будущих аппаратов на новой платформе, но кое-какие особенности уже известны. Так, новая платформа поддерживает ввод как пальцами, так и стилусом. То есть в перспективе мы увидим как традиционные "стилусные" интерфейсы, так и ориентированные только на пальцевое управление. Далее, у Нокии будут как бесклавиатурные аппараты, так и гибридные, комбинирующие сенсорный экран и выдвижную клавиатуру. Обещана совместимость новой версии S60 с уже существующим софтом. Однако мне кажется, что не стоит исключать и появления специально оптимизированных программ для будущих устройств. Таким образом, лидер вступил в новую гонку - гонку интерфейсов.
Samsung. Эта компания недавно вышла на второе место в мире по продажам сотовых телефонов, что положительно сказывается на расширении ее модельного ряда. Среди ее продуктов есть и экземпляры с сенсорными экранами, до недавнего времени это были только коммуникаторы на Windows. В них компания разрабатывала собственные оболочки для набора номера и выполнения типовых действий без применения стилуса, однако до творения Apple таким устройствам было далеко. Однако зимой были анонсированы два мультимедийных телефона F700 и F520. Подчеркну, телефона, так как они построены на закрытой ОС и поддерживают установку лишь ява-программ. 700-я модель уже поступает в продажу, и скоро можно будет с ней более плотно ознакомиться. Однако даже сейчас видно, что этот аппарат идет по следам iPhone, он обладает фирменным интерфейсом для пальцевого управления, схожим дизайном, однако предлагает еще и выдвижную QWERT-клавиатуру. Следующим шагом стал выпуск дизайнерской модели Armani. Она напоминает уменьшенную копию iPhone. В будущем развитие таких моделей безусловно продолжится.
Sony Ericsson и Motorola. Я объединил эти компании по простой причине - Мото и Сонерики решили совместно продвигать платформу UIQ. Об этом было объявлено в середине октября. Такое решение выглядит правильным. В одиночку шведо-японский альянс не мог бы вытянуть целую платформу. Они пытаются создать некое подобие S60-сообщества. Это может подтолкнуть другие компании к лицензированию платформы UIQ, поспособствует написанию большего количества ПО для нее. Пока у Сонериков не представлено никакого аналога iPhone в плане интерфейса. В будущем году вероятно появление таких "аналогов", но уже созданных в тесном сотрудничестве с американским партнером. То есть пока им надо догонять лидеров, иначе отставание может стать существенным.
Рассмотрев текущее положение дел, можно легко подметить общую тенденцию - началось развитие бесклавиатурных устройств с управлением через сенсорный экран. Законодателем моды выступила компания Apple, а другие производители оперативно подхватили ее знамя и также стали двигаться в аналогичном направлении. Все это безусловно позитивно, ведь такое развитие принесет нам, как конечным пользователям, новые устройства с новым, более интуитивным, интерфейсом, что в целом подразумевает абсолютно иной пользовательский опыт. Если хотите, можно назвать это качественным скачком. Осталось только дождаться появления таких устройств в продаже.
Мультимедиа
С каждым годом привычные для нас мобильные телефоны все больше становятся мультимедийными устройствами. Почти в любом телефоне среднего и высшего ценовых сегментов уже есть интегрированный медиаплеер, камера, радио. Что нас ждет дальше? Попробуем предположить.
Аудио
Поддержкой цифровых музыкальных форматов сегодня никого не удивишь, однако по-прежнему далеко не каждый телефон может быть честно отнесен к сфере "музофонов". Почему? Начнем с качества звука. В большинстве современных телефонов за обработку звука отвечает центральный процессор, причем алгоритмы обработки зачастую не так уж и совершенны. Усилители также во многих случаях не отличаются качеством. Именно поэтому в свое время аппарат Nokia N91 стал по сути прорывом - в нем компания применила отдельный чип, отвечающий за обработку звука, качественный усилитель. На время появления этого смартфона конкурентов на европейском рынке попросту не было. N91 стал эталонным музофоном. Даже сейчас с ним могут сравниться считанные модели (это новинки от Samsung и некоторые модели Motorola типа Е6). Таким образом, дальнейшее развитие в области аудио для телефонов будет означать безусловное совершенствование аудиотракта. Тогда в будущем телефон станет на равных конкурировать с лучшими моделями плееров.
С качеством звука разобрались, но только ли это присуще хорошему музофону? Отнюдь! Не менее важно и удобство управления. Тот же N91 стал популярен в том числе из-за продуманной схемы управления воспроизведением. То есть претендующий на звание музофона аппарат должен обладать выделенными клавишами для беспроблемного и интуитивного управления музыкой. С приходом сенсорных дисплеев, и отмиранием аппаратных клавиатур и органов управления, видоизменятся и способы управления воспроизведением. Теперь оно будет осуществляться пальцами, - например, можно будет быстро перемотать композицию, просто проведя пальцем по полосе воспроизведения. Возможно появление сенсоров движения (каковые применяются в некоторых моделях от СЭ), то есть для переключения на следующую песню достаточно будет просто встряхнуть телефоном.
Одновременно, по моему мнению, большую роль станут играть и аксессуары. Уже сегодня хорошим тоном для дорогого музофона считается наличие в комплекте пульта управления. Его стоит просто прицепить к одежде, и можно спокойно на ощупь переключать треки, регулировать громкость. В будущем, мне кажется, беспроводные наушники постепенно будут вытеснять проводные. На улице они куда удобнее. Сегодня крайне мало Bluetooth-наушников, обеспечивающих приемлемое качество звучания, да и по воздуху возможна передача только потока с битрейтом 128 кбит в секунду. Однако со временем эти проблемы будут разрешены, и тогда беспроводные наушники не только позволят слушать музыку в достойном качестве, но и станут пультом управления воспроизведением, ведь управляющие клавиши будут размещены прямо на них.
Недавно были показаны часы от СЭ с поддержкой стандарта Bluetooth. Они синхронизируются с телефоном и уведомляют о входящих звонках и сообщениях, а также позволяют (правда, ограниченно) управлять плеером телефона. Это также интересный концепт, но мне кажется, что особой перспективы в нем нет - ведь такие часы требуют подзарядки раз в несколько дней и являются скорее необычной фишкой, чем полезным аксессуаром.
Для музофона важен объем памяти, доступной для загрузки музыки. Сегодня появляются модели с 8-ГБ массивами и поддержками карт памяти большой емкости. В будущем мне видится, что модели на базе жестких дисков станут нишевым сегментом, а потом будут вытеснены флэш-памятью. Для музофона мне кажется оптимальным встроенный массив памяти в размере 32-64 ГБ. Такие объемы уже, возможно, станут доступны через 2-3 года.
Отмечу еще одну наметившуюся тенденцию в плане эргономики музыкальных устройств. А именно унификацию интерфейсов. Пионером в этом деле стала компания Nokia. Она еще в модели N91 применила стандартный разъем 3,5 мм для наушников и miniUSB-порт для синхронизации с ПК. Верный шаг - судите сами, использовать каждый раз фирменные кабели и переходники для наушников не всегда удобно. К сожалению, остальные компании не торопятся с введением единых интерфейсов, особенно тянет СЭ, у них нет ни одной модели со стандартным выходом на наушники на корпусе, все подключается через переходник. Однако принятие всеми производителями первого эшелона таких единых "стандартов" - вопрос только времени. В будущем телефон будет иметь, на мой взгляд, лишь 2 разъема - microUSB и 3,5 мм. А еще в более отдаленное время проводная синхронизация телефона с ПК может уйти в небытие - когда массовым станет стандарт Wireless USB.
Видео
На сегодняшний день многие телефоны имеют функцию воспроизведения видеофайлов. Что можно ожидать от них в ближайшем будущем?
Первое - это аппаратные ресурсы. До сих пор они становятся "узким" местом для многих устройств при воспроизведении видео. В основном это процессоры и экраны. Если рассмотреть современный рынок смартфонов и коммуникаторов, то найдем не так уж и много моделей с процессорами на частотах свыше 300 МГц и с дисплеями разрешения VGA. А именно такие требования предъявляются к телефону будущего, который будет использоваться как видеоплеер. Также немаловажна и диагональ дисплея - сегодня максимум для телефонов это 3,5-4 дюйма. Мне видится оптимальным иметь диагональ 4-5 дюймов для действительно комфортного просмотра видео. То есть по физическим размерам экрана современные модели уже достигли оптимума, чего не скажешь о разрешении. До сих пор VGA-матрицы массово не внедряются из-за их дороговизны и повышенного энергопотребления. В будущем, однако, они станут более популярны и массовы. Возможны и дисплеи более высоких разрешений, но это уже скорее будет во времена, когда телефоны смогут проигрывать HD-видео. То есть в основном произойдет прирост аппаратной производительности устройств.
Теперь о программной части. Нынешние модели поддерживают ограниченный набор кодеков. Это приводит пользователя к необходимости постоянного конвертирования видео в формат, пригодный для просмотра на телефоне. Некоторые производители уже поняли это и стали оснащать свои устройства поддержкой популярных кодеков наподобие DivX (модель Samsung F500, к примеру). В будущем эта позитивная тенденция сохранится, и постепенно мы придем к тому, что можно будет просто скопировать фильм без всякой обработки и конвертации на мобильное устройство и наслаждаться просмотром.
Стоит отметить еще один момент. При непрерывном приросте объема доступной памяти на мобильном устройстве все острее встает вопрос о способах и, главное, скорости передачи контента с компьютера на телефон. Сегодня мы ограничены, по существу, одним способом: использование интерфейсного кабеля. Таким образом можно получить скорость передачи в районе 5-10 МБ в секунду. Но и этого станет скоро мало. Выход может прийти со стороны беспроводных стандартов связи. Сегодня все большее число моделей оснащены модулями Wi-Fi. Существует основанный на нем стандарт UPnP - он призван объединить технику будущего "цифрового дома" в единую сеть. И в перспективе можно будет удаленно получить доступ к папкам своего компьютера прямо с мобильного устройства, загрузить необходимый аудио- и видеоконтент с высокой скоростью.
Также уже в ближайшем будущем с развитием сетевой инфраструктуры (имею в виду сети с поддержкой стандартов UMTS и HSUPA) мне кажется реальным появление все большего числа специализированных сервисов для предоставления видеоконтента и параллельная интеграция мобильных устройств с уже существующими наподобие Youtube. Вполне возможно, что появятся не только каналы с разной тематикой, вещающие для мобильных терминалов, но и онлайн-магазины по продаже видеофильмов или клипов для них же. С учетом высоких скоростей передачи данных в сетях поколения 3.5G и тем более 4G загрузка видеоконтента будет занимать разумное время, а потоковое вещание будет идти с качеством, не уступающим качеству спутникового ТВ. Таким образом, "мобильник" будущего сможет совместить в себе не только качественный аудио- и видеоплеер, но и телевизор, который всегда под рукой. Конечно, футбольный матч на нем смотреть будет не очень приятно, но для новостей, музыкальных клипов и фильмов мобильные терминалы вполне сгодятся.
Радио
Сегодня наличие радио в мультимедийном телефоне - это нечто вроде негласного стандарта. Развитие этого можно ожидать в направлении опять же интеграции с онлайн-сервисами. Мне кажется, что уже в недалеком будущем радио может стать наполовину онлайновым. То есть появится вещание не только звука, но и таких данных, как информация о транслируемой песне, различные объявления, все это будет отображаться на экране телефона. Сегодня это стандарт RDS, фирменные разработки вроде нокиевского Visual Radio. Но параллельно станет доступным и интернет-радио. В принципе, такие проекты уже реализованы на базе технологий EDGE (я говорю про нашу страну), а с появлением в ближайшие пару лет в национальном масштабе сетей третьего поколения традиционное радио может начать сдавать позиции, ведь в Интернете выбор радиостанций на порядки больше, чем в радиоэфире, и качество их воспроизведения не меняется при вашем перемещении, что имеет место быть в случае с обычным радио.
Камеры
Бытует мнение, что фотокамера в мобильном телефоне - это блажь и не более. Тут мне видится простое непонимание идеологии использования встроенных камер, философии их применения. Давайте разберемся. Первое - качество оптики современных камерофонов безусловно уступает таковому качеству у современных цифровых фотоаппаратов стоимостью свыше 150 долларов. И приравнивать камеру мобильного телефона к цифровику как минимум неразумно. Второе - камеры мобильных нужны для иных целей!
Они не предназначены для получения качественных снимков в спокойной обстановке, для этого стоит использовать цифровики. Камера в сотовом применяется, скажем так, "на ходу". Ее цель - запечатлеть какой-то уникальный момент, который случайно вами замечен, при этом главное - сюжет снимка, а не его качество. Хотя современные камерофоны обеспечивают вполне приемлемое качество для такой ситуации. Ведь телефон всегда с нами и всегда под рукой, что крайне редко можно сказать о цифровом аппарате (хотя есть энтузиасты фотодела, постоянно носящие с собой цифровики). Главная философия и главный принцип камерофона - "увидел-снял". То есть снял быстро и прямо на ходу, импульсивно, под влиянием какого какого-то внезапно увиденного интересного события или объекта. Цифровик же предназначен для спокойного процесса фотографирования.
Далее, стоит отметить и пару чисто практических моментов, где незаменим камерофон. Допустим, вам дали много визиток. Вы их фотографируете встроенной камерой, и специальная программа распознает поля визитки и автоматически заносит информацию с нее в память телефона. Или вам надо оперативно что-то снять и отослать знакомым. Вы фотографируете и мгновенно отправляете снимок по электронной почте. Достигается оперативность и по сути обмен информацией в реальном времени, что немаловажно в современном мире.
Таким образом, камерофоны имеют право на существование и органично дополняют класс цифровых фотокамер, предоставляя фотовозможности в специфических условиях, когда отдельный фотоаппарат не всегда под рукой.
Что мы имеем на сегодняшний день? Начинают появляться действительно мощные модели, ориентированные на фото- и видеосъемку. Как пример, можно взять смартфон Nokia N95 или камерофон Samsung G800. Последний оборудован мощной ксеноновой вспышкой, оптическим зумом и предлагает очень неплохое качество фото. Как минимум для репортажной съемки он более чем подойдет. Качество нынешних топовых камерофонов вплотную приблизилось к качеству бюджетных цифровых "мыльниц". Что можно ожидать в дальнейшем? Безусловно, уровень встроенных камер во всех ценовых группах будет возрастать. Вспомним, что в 2006-м 3-Мп матрицы были топовым предложением, а уже сегодня такое разрешение стандартно для телефонов среднего уровня. В 2008-м верхний предел по разрешению будет не менее 8 Мп. Об этом можно говорить просто потому, что Motorola уже заявила о своих планах вывести на рынок в следующем году камерофон с такой матрицей.
Однако разрешение не определяет качество. Вместе с ним должны расти и физические размеры объектива, иначе мы получим просто рост уровня шумов на фотографиях. Такая тенденция уже видна в упомянутой модели G800 - там объектив физически крупнее, чем в G600 к примеру. В будущем мне кажется вероятным ожидать появления действительно качественных фототелефонов, которые смогут заменить недорогие фотоаппараты. Вероятны и эксперименты по подобию аппарата Samsung B600 (там матрица 10 Мп), когда будет браться обычный тонкий фотоаппарат и добавляться функционал телефона. Конечно, такие монстры станут крайне нишевыми решениями, но свои покупатели найдутся и у них. Будет и расти распространение оптического зума в камерофонах - хотя он не станет массовым, но в камерофонах будущего его наличие мне видится практически обязательным.
Отдельно стоит сказать про сенсорные экраны применительно к теме встроенных камер. Посмотрите на линейку компактных камер от Sony - там часто применяется для управления сенсорный экран. А теперь представьте, что в вашем распоряжении устройство с 4-5-дюймовым дисплеем - будет крайне удобно непосредственно с экрана работать с интерфейсом камеры. Применение таких экранов, как мне кажется, станет целесообразным в камерофонах. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что разрабатываемый Motorola камерофон с 8-Мп матрицей будет обладать сенсорным экраном и интерфейсом UIQ.
Рассмотрев перспективы развития мультимедийной составляющей в мобильных устройствах, взглянем на iPhone. Что мы видим? По дизайну, качеству и размерам дисплея данное устройство идеально для просмотра видео. Этому же способствует и мощный процессор, работающий на частоте около 600 МГц. Музыкальный контент iPhone также воспроизводит без нареканий - качество звука достаточно высоко, присутствует стандартный 3,5-мм разъем (хотя он утоплен в корпус, и не все штекеры наушников к нему подойдут). Управление плеером с помощью сенсорного экрана удобно. Радио в аппарате нет, но это продиктовано политикой компании, ведь Apple намерена заставить пользователей больше слушать музыку из памяти аппарата, как следствие - больше покупать песен в фирменном онлайн-магазине. При таком раскладе радио излишне - оно отвлекает от прослушивания купленной музыки. Камера в iPhone также не поражает воображение - посредственный 2-Мп модуль. Но тем не менее - если рассмотреть это устройство именно как аудио- и видеоплеер, то с высокой долей вероятности можно допустить, что будущие мобильные терминалы будут крайне похожи на детище Apple. Итак, уже сегодня мы можем пользоваться и попробовать в деле прообраз мультимедийных устройств будущего.
Онлайн-сервисы
На мероприятии Go Play от Nokia, имевшем место быть 29 августа сего года, произошло знаковое событие - анонс зонтичного бренда OVI. Что это такое? В двух словах - это объединение под одним наименованием нескольких сервисов от компании Nokia. На данный момент речь идет про сервисы Nokia Maps, Nokia Music Store, N-Gage.
Первый сервис - это все, связанное с картографией и GPS-функционалом телефона. Не секрет, что с будущего года начнется бум GPS, многие устройства будут им оснащаться. В рамках сервиса Maps компания предложит простую и интуитивно понятную закачку на свой телефон как непосредственно карт местности, так и необходимого ПО для работы со встроенным GPS-модулем. С развитием сетей поколения 3.5 в России это станет действительно просто.
Сервис Music Store говорит сам за себя - это онлайн-магазин по продаже аудио. Такая затея далеко не нова - Apple уже давно имеет собственный магазин такого рода, да и в Азиатском регионе есть локальные схожие сервисы. Nokia постарается завладеть рынком Европы, для этого будет создан во-первых, ассортимент музыки в размере нескольких миллионов треков, а во-вторых, будет создана любопытная фишка - "музыкальные рекомендации". То есть компетентные специалисты в области музыки будут составлять нечто вроде списка рекомендованных к прослушиванию и приобретению треков. В принципе, все это есть навалом в Интернете в виде хит-парадов, но! Часто ли вы туда заглядываете? А тут у вас прямо на телефоне будет доступен список рекомендованных песен, и буквально в пару кликов можно будет загрузить избранные вами композиции и прослушать. То есть перспективы, безусловно, есть.
Теперь о легендарном N-Gage. Nokia уже пыталась создавать специализированные игровые смартфоны в рамках серии N-Gage первой версии. Провал был оглушительным. Эти устройства не прижились, и причина, думается, именно в узкой заточенности этих аппаратов только на игры. Их эргономика была приемлемой, если рассматривать данные устройства в качестве мобильной игровой платформы, но крайне низкой при использовании в качестве телефона. Далее, Nokia сознательно ограничила прочие мультимедиа-возможности представителей линейки N-Gage, дабы пользователь сосредоточился на играх. Этот подход себя не оправдал в той же мере, что и попытка создания бизнес-линейки бескамерных смартфонов. Рынок не воспринял настолько необычные устройства, и Nokia пришлось на пару лет затаиться в игровой сфере и анализировать свои ошибки.
Выводы, на мой взгляд, финны сделали верные. Перезапуск N-Gage был осуществлен 29 августа этого года на мероприятии Go Play. Что стало известно? Теперь не будет никаких специфичных игровых девайсов. N-Gage теперь - это просто онлайн-сервис по своей сути. На совместимые смартфоны (а это все новинки N-серии начиная с н95) устанавливается программа-клиент, которая и позволяет запускать игры. Качество графики в них находится на промежуточном уровне между приставкой класса РSР и трехмерными ява-играми. Можно будет загружать свои результаты на игровые сервера в Интернете, общаться с другими игроками по всему миру. То есть создается глобальное игровое сообщество, с которым интегрированы все современные и будущие представители N-серии. Игры для N-Gage будут доступны в бесплатном режиме, когда, к примеру, игрок сможет пройти половину уровней, а если игра понравится, то он сможет приобрести полную версию. Все это повышает привлекательность сервиса N-Gage, и можно предположить, что Nokia сумеет занять свою нишу на мировом игровом рынке.
Что же из всего этого следует? А следует очень простая, но одновременно важная вещь. А именно, мобильный телефон в будущем перестанет быть просто мобильным телефоном. Его основная суть сведется к понятию "интернет-терминал". То есть мобильное устройство будет почти постоянно находиться в онлайн-режиме и обмениваться информацией с десятками и сотнями интернет-сервисов. Мы будем слушать потоковое аудиовещание, скачивать песни из сети, смотреть потоковое видео, общаться с помощью онлайн-мессенджеров, загружать свои и смотреть чужие мультимедиа-данные (фото, видео, аудио) в онлайн-блогах, будем в режиме реального времени получать важную информацию прямо на свое мобильное устройство - почту, сообщения, информацию о курсах валют, погоду, пробках на дорогах и т.д. Будем удаленно синхронизироваться с другими устройствами. То есть по сути мы получим персональное устройство для синхронизации с глобальными интернет-сервисами. Вот чем станет в будущем мобильный телефон.
А теперь давайте попытаемся вообразить с учетом вышеизложенного типичный день из жизни человека году этак в 2012-м...
Он просыпается по будильнику своего мобильного устройства. Идет на утреннюю пробежку, берет телефон, одевает Bluetooth-наушники и слушает музыку, которая автоматически подбирается плеером в зависимости от скорости бега. Поступает звонок, человек отвечает, потом воспроизведение музыки возобновляется. Закончив пробежку, он идет умываться и завтракать, в это время телефон загружает свежую почту, новости и остальную каждодневно необходимую информацию. Человек одевается на работу, во время этого телефон "зачитывает" поступившие письма и SMS. Перед выходом человек синхронизирует телефон и ПК, загружает в телефон вчера скачанные видеоролики и выходит из дома. По пути на работу он просматривает ролики, выпуск новостей по мобильному ТВ, слушает передачу онлайн-радиостанции. Увидев нечто интересное, делает снимок встроенной камерой и на ходу загружает его в свой блог. На работе он постоянно на связи с помощью ICQ-клиента телефона, по необходимости прямо на аппарате просматривает входящие документы и почту. По пути домой скачивает из сети новый альбом и слушает его. Перед сном играет в свежевышедшую игру...
Заманчиво, не так ли? Телефон может стать для нас действительно универсальным средством для работы и отдыха. И, скорее всего, так и будет.
А что дальше?
Тут уже мы входим в область чистых догадок и фантазий. Хотя некоторые долгосрочные исследования известны и можно предположить, к чему они приведут. Первое - это голосовое управление. Сегодня мы видим только начало развития этой технологии. В перспективе (весьма отдаленной) станет возможным полностью управлять своим телефоном голосом, и главное, он сможет распознавать диктуемый текст. То есть станет реальным ответить на SMS или электронную почту, да и просто набрать большой объем текста, просто наговаривая его. Это очень удобно, но пока такие технологии только зарождаются.
Второе - применение проекторов в мобильных телефонах. Эта технология позволит снять всякие ограничения, накладываемые размерами сенсорного экрана. Можно будет вывести изображение с него, увеличенное в несколько раз, на плоскую поверхность. Такая технология станет идеальной для сферы мультимедиа и бизнеса - демонстрация презентаций прямо с мобильного, просмотр видеофайлов.
Ну и уж совсем фантастично выглядит управление телефоном (и не только) мысленно! Однако такие исследования ведутся, уже получается мысленно управлять курсором мыши на экране компьютера, то есть в процессе расшифровки мозговых импульсов можно будет создавать все более совершенные датчики для их распознавания. И тогда действительно можно будет выполнять действие, просто подумав о нем.
Заключение
Итак, развитие мобильных устройств не прекращается ни на минуту. В будущем они эволюционируют в средство, позволяющее нам взаимодействовать с глобальными информационными массивами и сетями. С одной стороны, это означает растущую зависимость нас от цифровых устройств и технологий, но с другой стороны - развитие этих технологий даст нам большую свободу и поможет эффективнее решать каждодневные вопросы, поможет организовать и досуг, и работу. В конечном счете я бы рассматривал этот вопрос как естественную эволюцию, которая приведет к "интеграции" многих миллионов людей в одно большое глобальное информационное сообщество. Хорошо это или плохо - вопрос далеко не тривиальный, и каждый ответит на него сам.
P.S. Вот и все пока, чем я хотел бы поделиться. Возвращаясь к заголовку материала, могу сказать так: Apple верно нащупала путь развития для своих устройств, так как, по моему мнению, такими и станут "мобильники" будущего. Возможно, прямо сейчас мы видим прародителя телефонов 21 века, и идеи, заложенные в iPhone, также найдут свое воплощение в моделях будущего.
Спасибо за уделенное внимание, если возникнут какие-то мысли, пишите и делитесь ими, будет интересно обсудить. Мой адрес почты o-kravchenko@mail.ru.
Олег Кравченко