- Android-приложение Super8Pro (NES Emulator), версия: 3.0.9., цена: 219 руб.
- Android-приложение Super8Plus (NES Emulator), версия: 3.1.1., цена: бесплатно.
Ностальгия - штука беспощадная, и порой даже очень непредсказуемая. Тонешь ты себе преспокойно в болоте неразрешенных дел, запутавшись в стропах предновогодней суеты, и просто не понимаешь, где найти время на всё! Чтоб и по работе сделать максимум, и к празднику успеть подготовиться. Но тут тебя что-то бьёт в голову. И ты уже не замечаешь, как несёшься на всех парах в какое-то иное измерение на корабле своего детства к до слёз знакомым играм. И для того, чтобы совершить своё восьмибитное путешествие, сегодня уже не обязательно покупать консоль, подключать её к кинескопному телевизору, а потом искать картриджи, хотя для полного погружения в 90-е и это приветствуется. Вполне достаточно установить эмулятор NES на свой не выпускаемый из рук смартфон и загрузить в него пачку самых незабываемых игрушек.
Моё детство прошло бок о бок с одной из самых культовых игровых приставок - Dendy, то бишь с бюджетным клоном Famicom, она же NES (Nintendo Entertainment System). Эта консоль продавалась в своё время на каждом шагу, даже в самой захудалой палатке с электроникой. Помню, где-то между калькуляторами и кассетными аудиоплеерами находились те самые оранжевые полки, под завязку забитые играми. Это и были картриджи, многие из которых покупались вслепую. Хочешь ты, к примеру, играть в "Терминатора", ищешь коробку с надписью "Терминатор". Видишь "Робокопа" - ещё лучше! Хорошо, если в отделе была рабочая приставка с телевизором, чтоб посмотреть, что же на самом деле скрывает оранжевый бокс, ибо по картинке на обёртке понять было что-либо сложно. Одни картриджи переносили постеры с Famicom без какого-либо перевода, другие вообще не соответствовали наклейке на корпусе, и ведь мы брали! И хорошо, если договоришься с продавцом, что если не понравится или игра внутри окажется не та, то в этот же день прибежишь и поменяешь неподошедший сборник на другой. Так можно было перебрать хотя бы пару-тройку вариантов и найти, наконец, что-то интересное.
Какие к чёрту хиты, эксклюзивы и прочие популярные игры платформы, все знали только "Марио", "Танчики" и стрельбу по уткам, с них у многих и начиналось знакомство с Денди. Ни о какой Зельде я тогда не слышал. Хотелось чего-то простого и прозаичного. Идёт по телевизору Аладдин, так и играть я хочу в Аладдина, а не в этих типично японских героев. Так со временем, изредка покупая какие-то игры, а зачастую просто обмениваясь с друзьями, я нашёл своих фаворитов. С ними до треска хрустели геймпады, а часы до прихода родителей с работы пролетали как одно мгновение.
Затем в дом пришел компьютер, а с ним и новые виртуальные приключения. Из восьмибитных 2Д-платформеров я шагнул сразу в мир трёхмерной графики. Warcraft 3 и другие бестселлеры прочно вошли в мою жизнь, а старая восьмибитная приставка как-то быстро и беспробудно забылась. И только недавно, глядя на портативные ретроконсоли с AliExpress, выполненные в формате Game Boy, я вспомнил о своих любимых некогда героях. Мне так нестерпимо хотелось вновь окунуться в эту нетленную классику, что я уже был готов рискнуть и заказать экземпляр портативки из Китая. Останавливала меня чехарда. Цены колебались, количество игр разнилось, полного списка не было нигде. Тем более многие легенды прошлого дошли до Денди не под своим названием, а некоторые так и остались для меня безымянным набором иероглифов. Просто надо было взять и погрузиться в пучину поиска восьмибитных заголовков, тогда бы я составил свой список желаемого, но руки, конечно, до всего этого не доходили. В результате, откладывая покупку в долгий ящик, я ждал, терпел, наблюдал и всё же сорвался.
И пошёл на сей раз самым простым и доступным путем, через Google Play! Эмуляторов NES в магазине оказалось великое множество, но скачивать кучу, выявлять лучший, сопоставлять и анализировать мне не хотелось больше всего на свете. Я просто хотел играть! Под руку попалось приложение Super8Plus: качественное, бесплатное, но с рекламой. А недавно я наткнулся на премиум-версию того же эмулятора Super8Pro, да ещё и со скидкой 50% за 109 рублей. Просто подарок для неожиданно начавшегося приступа ностальгии.
Привет, эмулятор!
Как же всё-таки здорово, что современные смартфоны вытянулись до неприличия. Вы только взгляните на эту красоту!
Уютный экранчик формата 4:3 изумительным образом размещен вверху, занимая примерно половину изображения, а нарисованные клавиши управления притаились снизу, образуя некое подобие "Геймбоя".
В альбомном виде это смотрится ещё эффектнее. Кнопки рассыпались по обеим сторонам игры, нисколько не наезжая на восьмибитную графику, завершая тем самым образ портативной консоли.
Здесь каждый сам найдёт свои ассоциации. Кто-то, пользуясь случаем, отправит пламенный привет "Электронике" с её незабываемым "Ну, погоди!", или копнет в сторону истории появления этой консоли, вспоминая Game & Watch от Nintendo. Кто-то увидит PSP или горизонтальные переиздания всё того же "Геймбоя", хотя это всего лишь смартфон с установленным на него эмулятором.
Но визуальная красота, вдохновленная историческим прошлым, по щелчку бы отправилась вон с устройства, если б не подкреплялась красотой реализации. И эмулятор под названием Super8Pro в этом деле не промах. Все как-то в нём уж больно гармонично сложилось, и ностальгическая нотка, и функциональность, и простота. И, казалось бы, софтинка тебя уже порадовала мгновенным считыванием игр на смартфоне, в каком бы потаённом углу они ни прятались. Но не тут-то было. Этот незамысловатый эмулятор всё достаёт и достаёт как из рога изобилия один плюсик за другим.
Хотите турбо-кнопки где-то неподалёку на экране? Да вот они, пожалуйста, только свистни. А с ними комбинация А+В в придачу. Данное сочетание в виде самостоятельной клавиши очень помогает во многих играх. А если не нравится, как клавиши вашей виртуальной портативки расставлены на экране, так перестройте их по своим же лекалам!
Но есть у виртуальных кнопок один маленький изъян: куда их ни помещай, они так и остаются незаметными на ощупь. Что делать в такой непростой ситуации?! Лучше всего, конечно, подключить геймпад, но его может поблизости и не оказаться. Тогда хоть как-то прийти на помощь сможет вибрация. Вы не поверите, но даже самое противное дребезжание на бюджетных смартфонах в эмуляторе NES приобретает совершенно иной смысл. Забываясь внутри восьмибитного путешествия, вы вдруг начинаете чувствовать кнопки под руками, хотя их на самом деле нет. Конечно, это далеко не полноценное нажатие, но ощущение, что каждое касание экрана теперь не проходит бесследно, во многом сглаживает ужас сенсорного управления. Главное не полениться и выстроить комфортный уровень вибрации, благо он регулируется в широчайших пределах.
Но допустим, ваш смартфон не вытянут как каланча, или в ящике лежит себе пылится какой-нибудь планшет с форматом экрана 4:3, такие тоже были, в том числе в мире Андроида. Внезапно вы решили даровать старым девайсам вторую жизнь, возложив на них функцию ретроконсоли. В этом случае можно пойти как с одной, так и с другой стороны, а можно и одновременно навстречу друг к другу: либо клавиши сделать частично прозрачными, либо экран с игрой уменьшить, что будет особенно актуально для какого-нибудь большого планшета.
А можно и наоборот - растянуть ретроформатную картинку на широченный экран. Но мои глаза отказываются на это смотреть...
Из особенностей в управлении могу выделить ещё возможность вызова на экран виртуального мини-джойстика (D-pad) вместо привычной с детства крестовины. Мне так не удобно. Хотя во многих автосимуляторах вполне пригодится.
Но каким бы крутым ни был вибромоторчик вашего смартфона, настоящего нажатия на кнопку он до конца сымитировать не сможет. Ладно где-то в дороге, либо в очередях, перебиться сенсорным управлением ещё можно. Не будешь же с собой повсюду таскать контроллер! Но дома, расслабившись в кресле за чашкой ароматного кофе, терпеть уже не хочется - хочется отдыхать! И поддержка геймпадов в эмуляторе очень даже кстати.
Пресетов популярных контроллеров в приложении, прямо скажем, всего ничего: от Nintendo Wii, Dualshock от PlayStation 3 и некий "дефолтный". Конечно, странно, что где-то по дороге потерялись предустановки на Dualshock 4, Xbox One Controller и геймпад от Nintendo Switch. Но есть опция "новый профиль", она и поможет создать пресет для любого игрового аксессуара, а хотите - и клавиатуры.
В моём случае, это Xbox One Controller. Крестовину трогать не надо, она и так уже настроена, остаётся пришить кнопки Select и Start, и, разумеется, А, B, в комплекте с их турбо-двойниками. Левый стик дополнительно настраивать также не пришлось. Управлять перемещениями персонажа можно как стрелками, так и аналоговым мини-джойстиком. Немного огорчает, что для геймпада одновременное нажатие кнопки А и В отключили. С клавишей А+В было бы совсем замечательно.
Главное меню приложения поделено на 4 вкладки, которые просто по-разному сортируют коллекцию восьмибитных нетленок: игры могут быть расставлены в алфавитном порядке, а также формироваться в списки из последних добавленных, недавно запущенных и наиболее популярных.
Среди не отмеченных мной настроек, есть и такие, которые отвечают за качество эмуляции, за выбор ориентации экрана на постоянной основе, а не в зависимости от того, как мы держим смартфон. Также виртуальные кнопки могут прятаться автоматически при подключении внешнего контроллера - эти параметры я не трогал, они и так оптимальны.
Но самое гениальное изобретение всех без сомнения эмуляторов - это сохранения. Сохранение на Dendy, вы могли себе такое представить?! Теперь трепещите, враги! Ведь это нехилый такой шанс отыграться и одолеть, наконец, самых стойких боссов из детства. Хотите, хоть после каждого удачного удара сохраняйтесь, разве кто-то запретит?! Да, многие сочтут это читерством, но, с другой стороны, они сами напросились! Сколько часов и детских нервов было на этих врагов потрачено! Сколько дней приходилось ждать, пока к вам зайдёт друг, уже одолевший злосчастного босса, - не счесть. Тем более в современном мире, когда у нас есть буквально пять-десять минут, чтобы поиграть в ожидании троллейбуса, потом ещё семь-восемь где-то в очереди, и ещё чуть-чуть дома, пока варятся пельмени и закипает чайник, - как тут пройти всю игру без запинки?! Многие восьмибитные платформеры в разы сложнее современных мобильных проектов, а скорость реакции и мастерство владения джойстиком у нас с вами уже не те.
Играйте вдвоём, втроём, вчетвером!
Это сегодняшние консоли живут и здравствуют за счёт сюжетных и мультиплеерных проектов, рассчитанных на одного игрока за приставкой. Да, есть игры и для локального кооператива, но если вы не фанат спортивных симуляторов, вселенной LEGO, и проектов в стиле Diablo, то найти что-то стоящее для совместного прохождения будет уже затруднительно. А ещё второй геймпад, будь добр, докупи.
Во времена славного Денди всё было не так. Знаменитая игровая приставка поставлялась сразу с двумя проводными джойстиками, а игр, поддерживающих этот дуплет, было подавляющее большинство. Некоторые, конечно, не могли похвастаться одновременным присутствием на экране двух управляемых персонажей, а весь их "кооператив" строился лишь на поочередном прохождении одного и того же раунда. Но проходить многие игры в одиночку было почти невозможно.
В этот момент эйфория от того, что я играю в Ninja Gaiden, у меня слегка ослабевает и я хочу проверить: а каково же на эмуляторе играть вдвоём?! Заявку разработчики сделали нехилую: играйте вдвоём, втроём, и даже вчетвером. Правда, для этого, чтобы устроить замес всем квартетом, вам понадобится целых пять андроид-устройств! Но проектов на такое количество игроков было очень немного, потому вернёмся все же к числу два. В этом случае гаджетов потребуется "всего-то лишь" три.
Для начала, на всю троицу должен быть установлен Super8Pro или Super8Plus. Разница между ними лишь в наличии рекламы в бесплатной версии эмулятора. Далее как минимум на один девайс из троицы должны быть загружены игры. Гаджет с библиотекой внутри будет одновременно нашим телевизором и консолью. В настройках нужно поставить галочку на одном-единственном пункте: Wi-Fi Control, это даст возможность подключаться к нашей импровизированной приставке по сети Wi-Fi.
Затем на втором и третьем устройствах ищем пункт Remote Controller и ждём, пока наши будущие джойстики найдут "приставку". В результатах поиска всплывает имя девайса, к которому мы подключаемся, и название запущенной на нём игры. Присоединяемся, выбирая номер игрока, джойстик которого мы держим сейчас в руках.
Можно, конечно, в очередной раз огорчиться, что управление снова сенсорное и далеко не каждый вообще сможет таким образом играть. Но, мне кажется, это лишнее. Скрипя зубами, попроходить любимую классику всё-таки можно. И уже за эту маленькую, пусть и не самую удобную на свете реализацию, разработчиков стоит поблагодарить.
Огорчает лишь факт, что расположение кнопок на экране отрегулировать уже не получится. Вибрация при нажатии на экранный джойстик дребезжит с силой, которую мы выставили заранее в настройках эмулятора. То есть прежде, чем подключаться к нашей а-ля приставке в качестве геймпада, отрегулируйте вибрацию. После этого наш "контроллер" будет коротко дребезжать при нажатии на одну кнопку и чуть дольше, когда мы давим на комбинацию.
Здесь важно уточнить, что все устройства этой безумной связки должны быть подключены к одной Wi-Fi сети, а точнее, к одному роутеру. Есть у меня гаджеты и с поддержкой сигнала только на 2,4 ГГц, есть и те, что ловят 5 ГГц и все друг с другом отлично соединяются. И здесь опять назревает вопрос: а как же тогда играть где-то за пределами квартиры?! В долгой совместной поездке, например. Ответ прост - также через Wi-Fi. Беда в том, что если мы расшарим интернет на одном из смартфонов и он станет нашей точкой доступа, то "приставкой" для эмулятора Super8Pro быть уже не сможет. Теперь понадобится как минимум на одно устройство больше, одно будет точкой доступа, а уже к нему мы подключим всю троицу по Wi-Fi и возрадуемся, наконец, локальному кооперативу, построенному на коленках.
Но я решил пойти дальше и попытаться поиграть вдвоём с помощью физических аксессуаров. Для этого в настройках игровых контроллеров я вновь создаю новый профиль, на сей раз пролистав чуть ниже. Разработчики предоставили возможность назначить кнопки второго игрока прямо здесь же. То есть в идеале, это должна быть широченная клавиатура с Num-блоком, чтобы как можно дальше рассадить двух игроков друг от друга. Я пробовал подключать обычную беспроводную, которая гораздо уже полноразмерной, такой вариант оказался вполне приемлемым. В тесноте да не в обиде, как говорится. Но можно ли играть вдвоём на двух разных физических манипуляторах?!
Оказалось и это возможно. Геймпад от Xbox'а я отдал игроку номер два, а сам сел за клавиатуру. При этом контроллер я подключил по Bluetooth, а второй аксессуар - через USB, воткнув в OTG-переходник донгл от клавиатуры. Настройки геймпада полностью совпадают с теми, что я выполнял раньше с одним джойстиком. Клавиатуре достались стандартные WASD в качестве стрелок, а неразлучную пару А и В вместе с их турбо-двойниками повесил на клавиши на противоположной стороне раскладки. И всё было бы здорово, если бы не один интересный момент.
Случайно нажал на одну из навигационных стрелок на самой клавиатуре, и оказалось, что персонаж второго игрока тоже на них реагирует! С одной стороны, все логично. Что на геймпаде, что на клавиатуре это одни и те же кнопки: Up, Down, Left, Right, вот эмулятор и воспринимает их как единое целое. И второй геймпад вместо клавиатуры я уже использовать не смогу. Потому что на обоих из них крестовина будет крестовиной, как ни крути.
И напоследок вот ещё одно безумное сочетание: первому игроку отдаём геймпад, а второй, третий и четвертый - садятся за смартфоны. Но вот к "смартфону-геймпаду" подключить настоящий контроллер и попытаться тем самым подменить джойстик с сенсорными кнопками на физический - не получится! Я проверил и это.
Вот я вроде как и нашел слабое место эмулятора Super8Pro, второй физический геймпад к нему не подцепишь, но, с другой стороны, а стоит ли этого требовать?! Создатели эмулятора и так продумали интересную возможность играть вчетвером на одной импровизированной консоли с помощью смартфонов. Главное, на мой взгляд, что дух Денди передан и свою радость от игры можно разделить с другом, а во что я решил переиграть в первую очередь, познакомившись с эмулятором, сейчас расскажу.
С возвращением, игры!
Nigel Mansell's World Championship Challenge. В список моих детских интересов всегда входили спортивные состязания. И одно из главных мест в нем занимали автогонки в классе Формула-1. И как же сильно я обрадовался, когда нашёл игру непосредственно об этом виде спорта. И пусть Найджела Мэнселла, за которого предстояло пройти чемпионат в этом симуляторе, как гонщика я уже не застал. Зато в соперниках у знаменитого британца были такие, тогда ещё молодые, легенды, как Михаэль Шумахер, Жан Алези и Мика Хаккинен. К тому же имя пилота, за которого я выступал, можно было поменять и примерить тем самым шлем любого современного автогонщика. Да и многих трасс, на тот момент, что я смотрел Ф1, в календаре чемпионата уже не было.
Однако это не мешало игре быть интересной и натуральной. Здесь были дозаправки, смена шин, износ, погода вносила свои коррективы, была квалификация и так далее. Кругов в рамках одного Гран-при насчитывалось всего от четырех до шести, но даже так весь чемпионат одолеть было сложно. А уж изучить все трассы так досконально, чтобы знать каждый поворот и специфику его прохождения, - это вообще не реально. Я выигрывал лишь Мексику, Бразилию и на нескольких других Гран-при доезжал до подиума.
Управление, конечно, было сложным. Да и соперники, не прощающие ни одной ошибки, просто до жути безжалостны. Только сбросишь скорость чуть ниже положенной отметки - и тебя тут же обгоняет на повороте болид противника. А ещё эта дурацкая система, при которой на пит-стоп заезжал только я, так и вовсе поражала отсутствием логики. Я всегда возвращался позади своих соперников, и впереди никто никогда не заезжал на дозаправку, как так-то?!
Но с появлением эмулятора NES я пересмотрел свой взгляд на эту игру. Управление аналоговым стиком неимоверно удобное и в разы более отзывчивое, чем кнопки со стрелками. Вот теперь-то я и пройду те трассы, где всегда оставался позади, с хорошим для себя результатом. Поклонникам Ф1 бывшим и нынешним игра, что называется, "маст хэв".
Kunio-kun no Nekketsu Soccer League. Эта игра дошла до Денди под названием Goal 3 и, на первый взгляд, казалась каким-то странным симбиозом драк и футбола. Но со временем прочно обосновалась в списке моих фаворитов, ибо в ней, помимо чудовищно динамичного игрового процесса, творилось ещё чёрт-те что. Игроки боролись за мяч запрещёнными приёмами, погода тоже не дремала и давала всем жару: футболистов могло шарахнуть молнией, унести ветром или затянуть в болото - все это было до жути весело и непредсказуемо.
В одиночной игре нам предстояло победить 12 соперников из разных континентов, играя за сборную Японии и путешествуя по материкам. У многих надо было выиграть по три раза, чтобы набрать определенное количество очков, после чего начинался кубок. Соперники были абсолютно разными по своей силе: от совершенно беспомощных азиатских сборных Таиланда и Монголии, до грозных немцев, аргентинцев и англичан. У каждой из стран были свои фишки: приёмы, уровень силы и суперудары, превращающие мяч в нечто ужасающее и рвущее сетку на лоскуты. А у национальной команды Японии, за которую нам предстояло пройти все этапы турнира, было аж 12 игроков и у каждого свои индивидуальные способности: показатели скорости и защиты, суперудар, подкаты, прыжки и так далее.
В ходе изучения всех этих возможностей, во мне просыпался настоящий менеджер, а веселая забава под видом футбола без правил превращалась в тактическое противостояние. Ведь главная футбольная задача с появлением драк никуда не делась: обыграть соперника, забив больше голов, чем он. В споре с представителями Европы и Южной Америки приходилось порой несладко. Помимо этого игра поддерживает до 4-х игроков, а "сюжетное" турне можно проходить вдвоём. Конечно, осилить такое количество матчей за раз было чем-то непосильным, но игра предоставляла возможность сохраняться! После каждого матча в таблице под результатами генерировался специальный код, его и надо было вводить в начале игры, дабы вернуться к своему прогрессу.
Downtown-Nekketsu Koushin Kyoku - Soreyuke Daiundoukai. Ещё одна просто потрясающая околоспортивная игра с персонажами из предыдущего футбола. В этой игре мы вновь состязаемся за команду, капитаном которой является Kunio-kun. Только в отличие от международных соревнований, это уже внутрияпонские баталии в неком многоборьи. Первым этапом является бег, но не просто бег, а с препятствиями. Вместе с соперниками мы бежим по крышам домов, забираемся на какие-то ограждения и даже заплываем в канализацию, и всё это с драками, где в ход идут не только кулаки, но и подручные предметы. Вторым этапом мы лезем вверх, чтобы разбить шар со знаменем, и заканчивается это все драками. Игра была переиздана на консолях Nintendo Switch и PS4, в составе сборника Kunio-kun The World Classics Collection, но только в Японии, что, конечно же, грустно. Я с удовольствием бы переиграл во все эти умопомрачительные виды спорта в официальном перезапуске.
Nekketsu Koukou Dodgeball Bu: Soccer Hen. Эту игру в своё время я долго и упорно искал под именем Goal 2, хотя всё оказалось куда сложнее. Goal 2 и правда выходил на Денди, но это был футбол, не имеющий никакого отношения к Nekketsu. И как-то мне посчастливилось обменяться картриджами, на одном из которых была та самая предыстория. Это игра, где команда Кунио-куна ездит по регионам Японии, поочередно обыгрывая: самураев, байкеров, монахов и других самобытных футболистов. После каждого этапа своего победоносного шествия команда Nekketsu растёт, ведь к ней присоединяется один из игроков побежденных соперников. Потом капитаны всех клубов, принявших участие в этом турнире, объединяются, образуя тем самым сборную Японии в Goal 3. Эта игра чуть менее разнообразна на удары, приёмы и другие действия. И чуть более сложна. Даже суперудар здесь может пролететь мимо ворот, что для Goal 3 было немыслимо. И до сегодняшнего дня я не нашел ни английской, ни тем более русской версии этого футбола, потому всей истории, увы, до сих пор не знаю.
Disney's Chip 'n Dale Rescue Rangers 1 и 2. Одним из самых популярных мультфильмов моего детства был сериал про двух героических бурундуков Чипа и Дейла. А игра, созданная по его мотивам, на мой взгляд, до сих пор является одним из лучших семейных приключений. Обе части этого замечательного платформера можно проходить как одному, так и вдвоём.
Даже используя восьмибитную графику, разработчики сохранили мультипликационную точность вместе с довольно интересным геймплеем. Оба героя проходят по интереснейшим локациям, где каждые обыденные для нас с вами вещи (посуда, инструмент, свечи, лампочки, провода, вентиляторы) могут доставить двум маленьким грызунам немало трудностей. И все это в мире, где их поджидает огромное количество враждебно настроенных существ, которые стреляют, метают, летают, неожиданно выпрыгивают и всячески пытаются помешать героям дойти до своей цели. При этом будундуки сами стрелять не могут, взамен этого в ход идут подручные предметы, чаще всего ящики, которыми можно не только разбрасываться в злодеев, но и скрываться от них, ожидая, когда они сами на тебя наткнутся.
Обе части не сильно сложные, но при этом очень насыщенные и разнообразные. Я считаю, что для совместного прохождения в семейном кругу, более идеальные платформеры найти почти невозможно. Дуэт игр про бесстрашных грызунов мало кого оставит равнодушным, и даже спустя много лет продолжает радовать игроков, распространяясь даже на современных консолях и ПК в составе сборника Disney Afternoon Collection.
DarkTales 1 и 2. Дилогия игр по мотивам "Утиных историй" также не нуждается в своём представлении и по сей день почитаема многими поклонниками различных игровых платформ. Она многократно переиздавалась, в том числе и в рамках вышеупомянутого диснеевского сборника. В Скруджа МакДака, размахивающего и побеждающего врагов своей легендарной тростью, можно играть, пожалуй, на всём. Даже на Nokia 5230 можно было окунуться в любимые утиные приключения, полные опасностей, обрывков карт, древних реликвий и драгоценностей. Куда же нам без бриллиантов, когда дело касается дядюшки Скруджа. Вообще по мультфильму этот герой мне запомнился довольно алчным персонажем, мало на что способным без своего верного пилота Зигзага. И потому эта игра вводила меня в некий диссонанс с тем, что я вижу в мультике. Но узнать Скруджа с другой - героической - стороны, было, безусловно, приятно. Игра однопользовательская, поэтому помощь друга нам здесь не понадобится.
Ninja Gaiden III. Игра, дошедшая до Денди как Ninja Ryukenden III, так и осталась в моем детстве единственной из всей трилогии. Остальные удалось повидать только сейчас. Это приключение запомнилось мне как одно из самых мрачных из тех, что я проходил на восьмибитке, а изменённое название нисколько не растеряло суть, даже стало каким-то более зловещим. И это здорово, такие игры тоже нужны. Они очень сильно давят на тебя своей атмосферой. В ней даже злодеи: не то мутанты, не то жертвы каких-то генетических экспериментов, - выглядят ещё более устрашающими. Персонажи вместе с декорациями образуют очень мощный ансамбль. А Ниндзя всему этому безумию под стать: владеет огромным арсеналом метательного оружия, великолепно разбирается с противниками своим мечом, взбирается по отвесным стенам - делает всё, чтобы ни один злодей не избежал своего наказания. Игра довольно сложная, особенно по первым двум сериям, с которыми мне удалось недавно познакомиться. В заключительную часть трилогии ты, наоборот, уже играешь весьма комфортно и наслаждаешься графикой, которая со времён первой Ninja Gaiden заметно подросла.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters. Файтинги были не такими частыми гостями моей приставки. Всё потому, что они казались мне весьма однообразной затеей. Однако, Черепашки Ниндзя задержались на моей приставке чуть подольше остальных и запомнились мне двумя вещами. Первая - я до сих пор не понимаю, зачем сталкивать в бою четырёх супергероев, которые трудились бок о бок, дабы спасти мир от смертоносного Шредера. А тут спокойно могли выйти на арену и драться до потери сознания между собой Микеланджело и Донателло... В общем игра, помимо того, что была слегка бредовая по своей сути, так ещё и персонаж по имени Рафаэль исполнял что-то несусветное. Он присасывался к врагу как пиявка и с характерным звуком принимался высасывать из него жизненные силы... Выглядело это не только странно, так ещё и один такой "засос" разом отнимал четверть здоровья противника. У нас с друзьями в совместных турнирах по Turtles даже была договоренность: Рафаэля не брать. А если выбор всё же падал на этого персонажа, то запрещенный приём не проводить!
Сейчас я все это вспоминаю со смехом, но игра однозначно стоит того, чтобы её вспомнить. Ведь она вполне себе весело развлекала компанию друзей, а во что ещё играть толпой, если джойстиков только два?! Только в файтинги, ведь там не надо до бесконечности ждать, пока один человек наиграется и передаст свой геймпад другому. Бой - поменялись, ещё бой - снова поменялись. И до появления у меня сюжетной игры про мутантов-супергероев, эти драки были единственным картриджем, где встречались знаменитые Черепашки Ниндзя.
Double Dragon III. Ещё один громкий заголовок, растерявший по дороге до меня две предыдущие части трилогии. В отличие от вышеупомянутой "Turtles...", приключения в мире "Двойного Дракона" были до безумия увлекательными и динамичными, хотя состояли целиком и полностью из драк. И это не случайно, ведь 90-е - это не только Дисней-клуб и мульткомиксы о черепашках-ниндзя и Человеке-пауке, это ещё и фильмы с участием Джеки Чана и прочие боевики, где герои не только стреляли бесконечными патронами, но и до жути круто дрались. Вот и пара героев из "Двойного Дракона" путешествует по просторам Азии и страху не знают в борьбе с десятками противников. Правда, под конец игры судьба заводит их в Египет, где им предстоит одолеть главное зло - Мумию. Эту игру, как и десятки других проектов для NES-платформы, в разы увлекательнее проходить в кооперативе. А двойная "вертушка" - один из самых мощных приёмов, что можно придумать для героев, дерущихся бок о бок.
Contra Force. Когда на свет появился Counter-Strike и мои сверстники стали в одночасье называть его "контрой", то мне хотелось лишь возразить: настоящая "Контра" была на Денди! А игра под названием Contra Force стала достойным продолжением легендарного шутера. За все время на Денди я повидал немало "стрелялок", но каждую из них так или иначе хотелось сравнить именно с Contra и ее следующими частями. Игра настолько типична, что в ней даже выделить что-то нельзя: стреляй во врагов, прыгай, уворачивайся от пуль, огромного смертоносного транспорта и всевозможных механизмов, бери улучшения для своего оружия - все, за что мы полюбили шутеры, сошлось и в этом проекте. Как одна из моих первых "стрелялок" игра мне и запомнилась.
The Flintstones: The Rescue of Dino & Hoppy. Ещё одна игра по ещё одному популярному в своё время мультфильму. Честно, я уже не помню, о чем конкретно шла речь в мультипликационном сериале, до меня долетели лишь какие-то картинки: древние люди живут бок о бок с динозаврами. В жизни есть почти все атрибуты XX века, только оформлены они под стать их времени. Если это машина, её приводят в движение ноги водителя; если лифт - значит, кто-то сидит и крутит педали. Но игра мне запомнилась гораздо больше. И тем, что она очень точно передавала картинку мультфильма, и тем, что была разнообразна: здесь тебе и приключения с дубиной, и всякие механизмы, на которые надо взбираться и приводить их в движение, и элементы спортивных состязаний. Баскетбол с клювом пеликана вместо кольца - это гениально! Да и между раундами был какой-никакой выбор, куда идти дальше, это тоже редкость для Денди, где обычно каждый новый уровень просто начинался вслед за предыдущим.
Это, конечно, далеко не вся классика, в которую мне довелось поиграть. Несчётное количество игр я к тому же пропустил: Legends of Zelda, Castlevania, Metal Gear - будет что наверстать! Из того, о чём я не рассказал, мне запомнились игры об Аладдине и Принце Персии. Было множество приключений супергероев вселенной Marvel, но в 90-е эти комиксы ещё не были настолько популярны, как сегодня. Бэтмен, Супермен, Робокоп, Терминатор, Рэмбо - вот герои моего детства, и в них я, конечно, с удовольствием играл, если такая возможность появлялась.
Есть минусы?!
Если иметь в виду, что к эмулятору Super8Pro нельзя подключить второй физический контроллер, и счесть это недостатком, то вот вам первый минус этой программы. Но я решил закрыть на это глаза и насчитал ещё три не самых радужных момента.
Реклама в бесплатной версии. Она есть, её много и без неё, увы, никуда. При каждом старте игры или перезапуске на весь экран всплывает баннер. Хорошо хоть без видео - просто картинка, которую можно закрыть. А при каждом сохранении игры и, наоборот, загрузке сейва, эта реклама продолжает преследовать. Поначалу вроде терпимо, но стоит дойти до каких-то сложных моментов, постоянно загружаясь и переигрывая, как это всплывающее окно напрягает уже серьезно.
Второй оплошностью, обнаруженной мной не сразу, стало отсутствие поддержки Android TV. Здесь опять можно сетовать на то, что этот эмулятор не такой дорогой, да ещё и куплен по скидке, но, например, PPSSPP, имитирующий культовую портативку от Sony, или виртуальный аналог первой PlayStation - ePSXe за те же самые 200 рублей по регулярной цене - эту самую поддержку имеют. Так что, если мне когда-нибудь захочется запустить восьмибитные нетленки на телевизоре, придётся искать ещё один эмулятор.
И завершает список моих претензий работа с сохранениями. Сейвы существуют лишь внутри приложения, и, к большому сожалению, их нельзя как-то экспортировать и потом импортировать в виде отдельного файла. Но, к моему удивлению, при смене смартфона восстановить прогресс возможно! Для этого надо, чтобы образы игр лежали на карте памяти. Достаточно переставить карту памяти в другой смартфон и скачать на нём ту же саму версию эмулятора. И вот здесь надо быть очень внимательным! Дело в том, что Super8Pro и Super8Plus - это разные программы, несмотря на то, что вроде как с виду одно и то же. Соответственно, даже в рамках одного устройства, я не могу переносить сохранения из одного приложения в другое. Это, конечно, расстраивает. Представьте, играли вы себе долгое время на бесплатном эмуляторе, прогресса накопилась масса, а потом решили купить премиум - реклама надоела. Вот и игры придется начинать с начала.
Под ёлочку
Свою первую игровую приставку я нашёл однажды под ёлкой. И этот подарок стал для меня сюрпризом. Ибо я почти ничего не знал о видеоиграх. Какими-то урывками до меня долетали такие названия, как Sega и Dendy, но что они означают - так до конца и не понимал.
Вот и эмуляторы появились отнюдь не вчера. Долгие годы я их как-то не замечал, всецело пытаясь пробудить интерес к современным игрушкам, но оказалось, что зря. Сегодняшние мобильные проекты редко цепляют чем-то, кроме графики, оставаясь в большинстве своём бездушным инструментом по подсаживанию игроков и выкачиванию их денег.
Эмулятор NES появился у меня в смартфоне очень даже вовремя, когда я в очередной раз пытался разглядеть что-то интересное в красивой, но скучной Black Desert Mobile, мне просто захотелось послать всё это к чёрту и закричать: где же, наконец, мои игры?!
А они здесь! Осталось лишь протянуть руку: скачать, собрать и разложить по полочкам коллекцию до боли знакомых игрушек. И не важно, какой именно эмулятор мне будет их запускать. Мне попался Super8Pro, вам может понравиться какой-то иной, а может, и вовсе другой консоли, ведь у каждого своя игровая история. Важно, что это приложение как будто заново открыло для меня смартфон как гаджет. Теперь мой карманный помощник - это ещё и портативная игровая консоль. Каждый вечер, не упуская свободной минутки, я подцепляю к смартфону геймпад и погружаюсь на время в свою ретроприставку. Чую, что эти праздничные каникулы, как и много лет назад, проведу за восьмибитными шедеврами. Только на этот раз Денди будет у меня под рукой, а игры по щелчку будут сыпаться из сети, подобно хлопьям долгожданного новогоднего снега.
Denis Pervukhin
Используемые автором устройства: Samsung Galaxy M20, Meizu X8